Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области

На Дальний Восток

Баннер

Государственные услуг АО

Государственные услуги

Баннер

МФЦ Амурской области

Баннер

Новости регионов

Баннер

Сводный план тушения лесных пожаров на территории Амурской области. (скачать 54.6 mb!)

 

 

Охрана и защита лесов

Амурской Области

 

Охрана лесов от пожаров

Леса Амурской области в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей, она включает комплекс организационных, правовых и других мер.

Потенциальная (природная) пожарная опасность и фактическая горимость лесов зависят от многих факторов: породного состава и состояния насаждений, типа условий их произрастания, развития транспортной сети, посещаемости лесов населением, противопожарного обустройства территории и многих других.

В соответствии со шкалой пожарной опасности насаждений, разработанной ДальНИИЛХом, лесной фонд области дифференцирован по пяти классам пожарной опасности.

Средний класс природной пожарной опасности на территории области равен 2,7, что свидетельствует о средней пожарной опасности в лесах области. К первым трем классам пожарной опасности относится 88,8 % площади земель лесного фонда Амурской области, т. е. на 27,1 млн. га низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона.

К I классу пожарной опасности отнесено 10,2 % территории (3,2 млн. га). Здесь в течение всего пожароопасного периода возможны верховые пожары.

В периоды пожарных максимумов возможны верховые пожары еще на 21,6 % территории (6,6 млн. га), заросших насаждениями, отнесенными к II классу пожарной опасности.

Всего 11,2 % земель лесного фонда области (3,4 млн. га) составляют участки IV и V классов пожарной опасности, где пожары возможны только в периоды пожарных максимумов или после длительных засух.

Лесные пожары оказывают значительное влияние на состояние и динамику лесного фонда области.

Сведения о лесных пожарах за прошедший период по области (1998-2008 гг.)
ГодыКоличество пожаров, всегоПлощадь пожаров, гаСредняя площадь пожаров, га

1998

341 181 277 531,6
1999 426

101 633

238,6
2000 590 338 880 574,4
2001 434 135 557 312,3
2002 636 260 901 410,2
2003 599 276 020 460,8
2004 146 9 661 66,2
2005 276 39 741 143,9
2006 374 866 478 1 285,6
2007 267 236 022 884
2008 510 799 980 1569

Наибольшему количеству лесных пожаров подвержены территории Архаринского, Бурейского, Благовещенского, Белогорского, Свободненского, Шимановского, Мазановского лесничеств.

Показатели относительной горимости в этих лесничествах чрезвычайно высокие, что объясняется большим количеством населенных пунктов и численности жителей, наличием разветвленной автодорожной сети с Транссибирской железной дорогой и наличием на указанных территориях больших площадей брошенных сельскохозяйственных полей и лесов бывших сельхозформирований.

Особенно часто лесные пожары возникают в лесах бывших сельхоз-формирований (636,7 тыс. га), не вошедших с состав земель федерального лесного фонда, и заросших древесно-кустарниковой растительностью брошенных сельскохозяйственных полях, общая площадь которых, по состоянию на 01.01.2009 составляет 1 076,2 тыс. га.

В целом по области относительная горимость лесов на 1 тыс. га лесной площади за период 1998-2007 годы составила 9,7.

По среднестатистическим данным в лесах области происходят преимущественно низовые пожары – 80 %, верховые – 20 %.

Основные причины возникновения: от лесозаготовителей (в местах работ) и других организаций – 6 %, по вине местного населения – 79 %, от гроз – 7 %, сельскохозяйственные палы – 8 %.

Главная причина (93%) пожаров – человеческий фактор.

Пожароопасный сезон (по фактической горимости) наступает по мере таяния снега и просыхания поверхности почвы и напочвенного покрова. Среднегодовая фактическая горимость лесов наступает с начала апреля (в отдельные годы с середины марта) и длится до конца октября (в отдельные годы до середины ноября), составляет от 190 до 220 дней в южных и центральных районах области и от 165 до 190 в северных районах области.

Амурская область является регионом с высокой горимостью лесов. Это обусловлено природно-климатическими и лесорастительными условиями Приамурья: 88,8 % земель лесного фонда Амурской области относятся к территориям с высшим и средним классам природной пожарной опасности, так как большую ча сть лесных территорий занимают дубняки, хвойные породы деревьев и мари, покрытые травянистой растительностью, являющиеся легковоспламеняющимися пр оводниками огня. Главными погодными факторами, способствующими распространению лесных пожаров на большие площади, являются сильные ветра – сухове и и низкая относительная влажность. При среднегодовых значениях относительной влажности по области 70 %, в весенне-летний период (апрель-май-июнь) и осенний (сентябрь-октябрь) ежегодно наблюдается снижение относительной влажности до 30 % и менее, в то время как пожарная опасность и возникнов ение лесных пожаров наступают при 40 % относительной влажности, а при 25-30 % уже появляется чрезвычайная пожарная опасность. На эти ж е периоды года приходится значительное усиление скорости ветра до 10-15 м/сек с порывами до 20-23 м/сек.. Эта особенность погодных и лесорастител ьных условий Амурской области, в совокупности с очень высоким процентом антропогенного фактора возникновения лесных пожаров, приводит к природным катастрофам и выгоранию лесных участков на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Необходимо отметить, что по сообщению Амурского гидрометцентра, в последние годы повышается температурный режим климата области, увеличивается количество солнечных дней и засушливых периодов, чему свидетельствуют рекордные показатели последних лет по температуре окружающей среды и снижени ю уровня рек на территории области.

Апрель-май месяцы (весенний пожароопасный период), это в основном низовые беглые лесные пожары, развивающиеся по сухой травянистой растительнос ти со скоростью, которую придает им ветер. В этот период возникает 65 % всех пожаров.

II. Сентябрь-октябрь (осенний пожароопасный период). Осенние лесные пожары в основном низовые. На этот период приходится 9 % всех пожаров.

Среднегодовой показатель количества пожаров по месяцам, в процентах, за период 1988-2007 г.г., приведено в диаграмме.

Для осуществления переданных с 2007 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации и осуществлению охраны, тушению лесных пожаров на территории области была создана региональная система по борьбе с лесны ми пожарами. Общую организацию работ обеспечивает управление лесного хозяйства Амурской области (далее - Управление), в состав которого входят под ведомственные учреждения:

  • 18 государственных учреждений Амурской области «…лесничества»;
  • 18 государственных учреждений Амурской области «…лесхозы»;
  • государственное учреждение Амурской области «Амурская база авиационной охраны лесов».

 

В связи с увеличением количества лесных пожаров и выгораемых площадей происходит и ежегодное увеличение ущерба от лесных пожаров.

В дополнение к лесной охране на пожароопасный сезон лесничествами нанимаются временные пожарные сторожа общей численностью 30 человек, которые привлекаются, преимущественно, при организации дежурства в вечернее время и в выходные дни в конторах лесничеств и участковых лесничеств, пожарно- наблюдательных вышках и пожарно-наблюдательных пунктах.

Наземные силы состоят из 35 пожарно-химических станций лесничеств, 92 пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, а также пожарных форми рований лесозаготовительных предприятий – арендаторов лесного фонда.

Состав и оснащённость пожарно-химических станций не соответствует «Положению о пожарно-химических станциях», утверждённому приказом Рослесхоза (1997г.).

Проектировки лесоустройства по созданию пожарно-химических станций, противопожарных пунктов за прошлый ревизионный период выполнены на 40 %.

Администрациями муниципальных образований ежегодно утверждаются оперативные планы мобилизационных мероприятий, в которых предусматривается испо льзование на тушении пожаров техники, транспорта и рабочей силы других предприятий, расположенных в районах. Для привлечения на тушение лесных пож аров дополнительных сил и технических средств ГУ «лесхозы» заключают договоры с предприятиями.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров. Выполнение противопожарных мероприятий на арендуемых участках лесного фонда обеспечивается арендаторами данных участков лесного фонда, которые п роводят мероприятия, направленные на охрану лесов от пожаров в соответствии с проектами освоения лесов.

Профилактическая работа в лесах области должна проводиться в соответствии с «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламен тации работы лесопожарных служб», утвержденными Рослесхозом 17.11.1997 г., а также приказом МПР РФ от 6 февраля 2008 г. № 32. Работники лесничест в, лесхозов и Амурской авиабазы в качестве профилактической работы распространяют листовки, проводят беседы и лекции на противопожарные темы, уста навливают аншлаги на обочинах дорог у въезда в лесные массивы. В пики пожарной опасности проводятся выступления по местным каналам радио и телевид ения. Для улучшения противопожарной деятельности необходимо централизованное обеспечение Рослесхозом высококачественной полиграфической продукцией (листовки, плакаты и др.), что позволит снизить стоимость единицы продукции при высоком художественном и полиграфическом качестве.

Защита леса от вредных организмов

К основным факторам вызывающим ослабление и гибель насаждений относятся: лесные пожары, неблагоприятные погодные условия, наличие вредителей и болезней леса.

Кроме проведения санитарных рубок учреждениями области ежегодно проводятся наземные биологические и химические меры борьбы, а также ведется лесозащитная пропаганда.

 

Распределение лесохозяйственных предприятий Амурской области по лесозащитным зонам

 

В перспективе по лесозащитным мероприятиям широкое применение должна получить интегрированная борьба с вредителями и болезнями леса. Сущность е ё – рациональное сочетание химических, биологических, физико-механических, лесо- и агротехнических методов в целях быстрого уничтожения очагов вр едителей. Химический метод включает опрыскивание и опыливание ядохимикатами, обработка насаждений аэрозолями, биологический - использование полез ных животных и растительных организмов, физико-механический - соскабливание яйцекладок, уничтожение личинок и гусениц, срезание паутинных гнезд и зараженных побегов, выборка личинок из почвы, опрыскивание насаждений отравляющими веществами на основе биологических реагентов и др.

В защитных лесах должны применяться лесохозяйственные физико-механические и биологические меры борьбы, а в эксплуатационных лесах – наряду с ними и химические. К числу перспективных химических средств относятся химостерелизаторы, репелленты и аттрактанты.

В связи со способностью ядохимикатов накапливаться и сохраняться в природной среде и быть опасными для здоровья человека, использовать их необх одимо с большой осторожностью. Применять ядохимикаты надо только в крайних случаях, когда численность вредителей угрожает вспышкой массового размн ожения и другие методы борьбы с вредителями, болезнями растений не дают положительного эффекта.

Все работы, связанные с применением ядов и биопрепаратов, необходимо проводить в соответствии с действующими правилами техники безопасности и п роизводственной санитарии, строго соблюдая карантинные мероприятия. Во всех случаях мероприятия по химической борьбе с вредителями леса должны про водиться только на основе детального лесопатологического обследования.

Методы и технология борьбы с вредителями и болезнями изложены в действующих методических и нормативных документах по лесозащите («Положение о з ащите лесов от вредителей и болезней», 1991г.; «Рекомендации о применении феромонов для надзора за хвое- и листогрызущими насекомыми», 1993г., в Р уководствах изложенных в приложениях к приказу Рослесхоза от 29.12.2007 г. №523 и др.), которыми и надлежит руководствоваться при выполнении сист ем профилактических, истребительных и других лесозащитных мероприятий.

Постановлением правительства РФ № 414 от 29.06.2007 года утверждены «Правила санитарной безопасности в лесах», которые устанавливают единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинг а) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. Порядок организации и осуществления лесопатоло гического мониторинга устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

Система лесопатологического обследования призвана обеспечить раннее выявление нарушения устойчивости насаждений, оценку и прогноз возникновения экологически неблагополучных ситуаций и своевременное принятие решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных, в том числе л есохозяйственных и лесозащитных мероприятий. Первоочередными объектами лесопатологического обследования на территории лесничеств будут являться ле са с нарушенной устойчивостью, пострадавшие от стихийных бедствий. А также леса, подвергающиеся интенсивному хозяйственному, рекреационному воздей ствию, поврежденные огнем, вредными организмами и испытывающие влияние других неблагоприятных факторов природного и антропогенного происхождения, в первую очередь техногенное загрязнение.